Внутреннее устройство романских церквей
Внутреннее устройство
Мы рассмотрели церкви с точки зрения их конструкции и статических систем; бросим взгляд на их внутреннее устройство и символические украшения.
Крипта. — Крипта представляет собой как бы уменьшенную копию церкви, расположенную под святилищем; в центре ее саркофаг святого, а вокруг него проходит подземная обходная галерея.
Иногда, вследствие малой высоты крипты, отказываются от общего свода над ее центральной частью; в таких случаях крипта теряет облик нефа и представляет собой как бы зал, перекрытый небольшими крестовыми сводиками или с потолком из плит на колонках, расположенных по углам квадрата. Крипта Нотр-Дам дю Пор принадлежит к этому типу, крипта церкви Сент-Эвтроп (рис. 140) имеет форму нефа.
Престолы, купели, утварь. — Как мы видели, монахи Запада присоединяли к единственному престолу ранних церквей множество других престолов, посвященных разным святым, и план церкви Сен-Галленского аббатства (рис. 128) показывает нам, как эти престолы первоначально размещались вдоль нефов. Затем мы видели, как это неудобное расположение было заменено другим, в виде венца вокруг святилища.
Рис. 128 |
Рис. 140 |
От этих романских престолов осталось очень мало следов, И об их виде можно лучше всего судить по миниатюрам рукописей: это были массивные гробницы, имевшие вид столов, на которых помещались выносной крест и светильники. В малых абсидах над престолом возвышались выполненные живописью панно, служившие запрестольными образами. Над главным престолом поднималась сень, или киворий, но при нем никогда не было запрестольного образа; аббат или епископ, кресло которого помещалось в глубине абсиды, мог поверх престола видеть присутствующих.
Кафедры романской эпохи нам известны лишь по амвонам латинских базилик, с которых они, несомненно, были скопированы. Купели утрачивают размеры, необходимые для крещения погружением в воду, и превращаются в лохани из камня или металла, иногда поставленные на колонки.
Фонтаны для омовений, существовавшие при церквах ранней эпохи, были уничтожены и заменены простыми кропильницами.
Скульптурные украшения
Символические или фигурные скульптурные украшения помещались главным образом на капителях колонн, а снаружи — на дверных тимпанах. Клюнийская архитектура дает многочисленные примеры капителей, где окружность корзины трактуется, как кольцевой фриз, на котором барельефом изображены библейские сцены или эпизоды, заимствованные из «житий святых». Для тимпанов центральным сюжетом служила большая фигура благословляющего Христа в ореоле. Иногда он окружен эмблемами евангелистов, иногда он возглавляет «страшный суд», сцены которого располагаются поясами (тимпаны в Отене, Везлэ, Сен-Трофиме и др.); большие фигуры святых в откосах дверей дополняют скульптурную декорацию.
Щипец главного фасада увенчан крестом. Часто крест высекается на квадратной плите, устанавливаемой наверху щипца. Но, из чувства благочестия, крест никогда не сочетается с обычными украшениями, — его рассматривают как символ, но не как орнамент.
Мы уже указывали на характер росписи, покрывавшей внутренние поверхности здания: на колоннах и арках — повторяющиеся узоры; на поверхности стен и сводов — прямоугольники, представляющие отдельные картины; в глубине абсид — колоссальные фигуры Христа, Мадонны и святых.
Как общее явление, особенно заметное в школах Пуату и Сентонж, нужно отметить странный контраст между богатством наружного оформления и простотой внутренних помещений: наружные фасады перегружены скульптурой, внутренние стены — гладкие. Выше мы объясняли причины этого контраста: немногие церкви сохранили свою роспись, но почти везде ее имели в виду при внутренней отделке; таким образом, блестящая игра красок внутри здания соответствовала богатству скульптуры снаружи.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий