Внешний вид романских церквей
Внешнее расположение и форма масс самым четким образом обнаруживают конструкцию и план романских церквей. Извне можно предугадать все: пересечение двух главных нефов, деление боковых нефов на этажи, расположение капелл.
На рис. 157 показано расположение масс церкви клюнийской школы, на рис. 158 — овернской. Рассмотрим главные элементы этого внешнего вида, а также пристройки, составляющие окружение церкви.
Рис. 157 | Рис. 158 |
Колокольня. — Бросающимся в глаза элементом внешней композиции является колокольня, силуэт которой уже издали оповещает о здании. На основании немногих сохранившихся сведений о базиликах меровингов в Туре и Нарбонне мы можем допустить, что в церквах Галлии, начиная с V в., центральная секция была увенчана квадратной башней, покрытой деревянной крышей в виде щипца; только в VIII в. эта квадратная башня превращается в клетку для колоколов.
К IX в., в частности в провинциях, которым угрожали норманны, колокольня исполняет роль оборонительной башни, а начиная с XI в. она приобретает характер феодального символа: это сторожевая башня церкви или монастыря.
Нередко, в особенности в Италии, колокольня отделена от остального здания. Нормандская школа допускает, независимо от центральной башни, еще башни в обоих углах главного фасада и над первыми секциями святилища (Сент-Этьен в Кане). Так размещенные, колокольни играют роль опоры для сводов боковых нефов.
Колокола, по-видимому, были небольших размеров; в сводах не заметно никаких отверстий для подъема их, и очевидно, они были настолько легки, что впоследствии их можно было поднимать наверх через проемы башни. Размещались они в простых нишах или же подвешивались на консолях, вделанных в каменную кладку (рис. 159, В).
Рис. 159 |
В построении секции церкви доминирующее значение имеют требования устойчивости; в расположении колокольни, наоборот, главную роль играет декоративная сторона. Поэтому колокольни имеют весьма разнообразный вид.
До IX в. колокольни имели, по-видимому, вид круглых башен, как, например, колокольня церкви св. Аполлинария в Равенне, или колокольни, указанные в плане Сен-Галленского аббатства. В романскую эпоху колокольня уже четырехугольная; типы ее перекрытия показаны на рис. 159.
Только архитектурные школы Перигора, Сентонжа и Оверни завершают колокольни каменной главой, имевшей вид купола с весьма повышенным стрельчатым очертанием (рис. 159, G). Тулузская школа охотно заменяет башню простой звонницей с проемами, где и помещаются колокола (рис. 159, G).
Повсюду в других местах колокольня покрыта деревянной крышей, и формы этой крыши в разных провинциях имеют следующие особенности:
Прованс, Италия и Испания довольствуются шатровой крышей (А), установленной на столбиках, причем интервалы между ними служат в то же время слуховыми проемами, через которые передается звон. В Шампани эта шатровая крыша заменяется двускатной кровлей (В), в Нормандии — квадратной пирамидальной (D).
Рейнские школы проявляют особую склонность к комбинации, изображенной на чертеже Е; это четырехгранная пирамида, сопряженная под углом 45° с квадратной башней. Форма щипцов определяется пересечением сторон пирамиды и башни.
Наконец, мы уже указывали на общий вид колоколен, которые в школах Оверни и Клюни возвышаются над пересечением нефов; на рис. 160, С и F показана их композиция.
Рис. 160 |
Нартекс. — Подобно латинским и византийским церквам, почти все аббатства романского стиля имеют перед входом вестибюль, или нартекс. Первоначально нартекс предназначался для кающихся или новообращенных; в романских же церквах нартекс, по-видимому, скорее служил залом ожидания, где пилигримы ждали своей очереди для входа в церковь, а быть может, и судебным залом, где аббаты отправляли правосудие.
Нартекс в Клюни являлся сам по себе большой церковью; нартекс в Везлэ, переделанный к концу XII в., почти не сохранил следов своего первоначального устройства. В Турню и в Парэ ле Мониаль нартекс был двухэтажным. В Сен-Бенуа на Луаре верхний этаж представлял собой покрытую террасу, открывающуюся наружу во все стороны; быть может, там происходили какие-нибудь церемонии, подробности которых нам неизвестны, вроде, например, папского благословения из ложи собора св. Петра.
В эпоху готики нартекс останется лишь как воспоминание о прежнем типе постройки или в качестве исключительного случая. В некоторых романских церквах нартекс представляет собою только открытый портик, как, например, в соборе в Пюи. К зданию, расположенному на крутой возвышенности, ведет просторная лестница, перекрытая широким сводом, который образует над лестницей портик и в то же время служит опорой для первых секций нефа.
Этот прекрасный прием был вынужденным, он не входил в первоначальный проект здания: вначале церковь доходила лишь до спуска холма, позднее возникло желание продолжить неф над этим спуском, ввиду чего лестница была покрыта сводом. Так образовался этот портик — самый оригинальный и импозантный из созданных романским искусством.
Баптистерий. — Баптистерий, который в латинской и византийской архитектуре всегда был отделен от церкви, сохранил свою обособленность в одной только Италии. В Пуатье сохранился баптистерий, являющийся одним из самых ранних зданий христианской архитектуры в Галлии. План Сен-Галленского аббатства показывает, что, начиная с IX в., баптистерий был перенесен в самую церковь.
Отсутствие ризниц. — Мы не знаем ни одной романской церкви, которая имела бы «сакристию». По всей видимости, романская эпоха сохраняла традицию, которая упрочилась в греческом ритуале: использовать для приготовления к обряду две маленькие абсиды, расположенные направо и налево от главной.
Крытая галерея (клуатр). — Клуатр романских церквей напоминает передний двор древних базилик, но здесь он предназначается для лиц духовного звания, и рядом с ним находится монументальный зал для заседаний духовного капитула. Ввиду этого клуатр располагался на одной из боковых сторон здания, вдали от потока светских посетителей (Пюи и др.).
До XII в. клуатр почти всегда покрывался простой деревянной кровлей (например в Муассаке). В качестве наиболее ранних клуатров со сводами можно указать клуатры в Пюи и в Турню, детали которых показаны на рис. 132. Тот и другой перекрыты крестовыми сводами. Клуатры же в Провансе по большей части перекрыты ползучими сводами, на которые уложена черепица (Сен-Трофим, Монмажур). Клуатры считались столь же неприкосновенными, как и самые церкви, и поэтому служили убежищем.
Гробницы. — В романскую эпоху встречается мало случаев погребения в самой церкви; помимо кладбищ, обычными местами для погребения были нартекс и клуатры; по форме своей гробница была саркофагом, иногда на колонках, или же простой плитой.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий